Проект студентки Академии современного искусства ЕАСИ Виктории Вишняковой - виртуальная выставка о хип-хопе. Она задумывалась в реальных условиях - в амфитеатре к Ночи музеев, мы решили не откладывать - ведь уже почти лето, самое время для старта движения улиц. Hip Hop - не только танец, это - философия ритма-улиц-общения-братства-движения-гибкости ... Музыка. Рисунки на городских объектах - граффити. Фантастическая связь искусства, спорта, перформанса и живого звука МС - диджеев.
Виктория рассказывает о проекте:
"В Екатеринбурге, несмотря на обилие выставочных проектов, уличные форматы выставок не очень распространены и молодежной тематике посвящены единичные проекты.
Хип-хоп прошел долгий путь становления. Зародившись в 70е годы, он уверенно развивается в наши дни. Диджеинг, эмсиинг, брейкинг, граффити и знание - пять элементов этой культуры.
Традиции хип-хопа, сложившиеся в 70-90е годы, в работах художницы Марии Поповой обретают форму ледяных скульптур. Это «замороженная» вневременная классика, которая и сейчас остается актуальной.
Нынешний хип-хоп помнит и ценит свои корни. Красочные картины художницы Юлии Казымовой представляют развитие культуры в современности.
Переход от старых традиций к новым веяниям особенно важен для культуры. Хип-хоп деятели сейчас продолжают дело пионеров - борьбу против неравенства и несправедливости".
Итак, приглашаем отправиться в виртуальную галерею!
Диджеинг
В 60-е у молодежи бедных нью-йоркских районов не было возможности реализовать себя: Бронкс в эти годы был одним из самых суровых и жестоких мест США. Kool Herc, диджей родом из Ямайки, одним из первых стал играть музыку на его улицах. Он часто проигрывал записи Джеймса Брауна, его любимого с детства певца. Чтобы почаще повторять места в треках, которые нравятся публике, Херк ставил одновременно две пластинки и по очереди прокручивал их руками на нужное место. Так появился новый жанр в музыке – брейкбит. Часто во время выступления он подбадривал публику, выкрикивая в микрофон короткие речитативы, тем самым создав основу для хип-хоп музыки.
В числе фанатов Херка – Grandmaster Flash и Afrika Bambaataa. Африка Бамбатаа часто выступал с открытой критикой уличного насилия. 12 ноября 1973 года он создает Zulu Nation – команду би-боев, уличных художников и диджеев. Их цель – продвижение хип-хоп культуры во всем мире и борьба против расизма. 12 ноября 1974 года считается официальным днем рождения хип-хопа. Уже в 1979 году мир увидел полноценный хип-хоп релиз от Грэндмастера Флэша.
Диджеинг остается одним из прочных фундаментов хип-хоп культуры. Благодаря ему, хип-хоп индустрия сейчас – одна из наиболее популярных.
Надо отметить, что работа диджея не ограничивается подбором мелодий. Она предполагает создание общего настроения, понимание чувств собравшихся людей. Диджеи и тогда, и сейчас – это главнейшие люди в досуговой и танцевальной культуре.
Breaking
В 1969 году Кул Херк придумал обозначение для танцоров, которые танцевали под брейкбит. Когда он диджеил, он часто выкрикивал фразу «b-boys go down!», после которой танцоры начинали двигаться.
Термины «breaking» и «break-dancing» были созданы музыкальными журналистами, так как в английском языке слово breaking обозначает разные понятия и относится к разным культурам.
Rock Steady Crew, легендарная команда по брейкингу, была основана в 1977 году. Первый состав появился еще в начале 70-х, а ее второе поколение – это «топы» танцевальной культуры: Crazy Legs, Prince Ken Swift, Baby Love Buck 4, Kuriaki и Doze. Crazy Legs и Ken Swift до сих пор представляют Rock Steady Crew на мировой арене брейкинга.
Сейчас каждое телодвижение в танце относится к тому или иному стилю, технике или жанру брейкинга. Ключ к искусству - это самовыражение. Би-бои любят брать отдельное влияние и «фанковать» его, немножко искажать и вбрасывать в свой footwork или куда-то еще.
Брейкинг включен в программу Олимпийских игр-2024, которые пройдут в Париже. По нему уже сейчас можно получить мастера спорта. Среди би-боев есть разногласия на тему целесообразности соотношения танцевальной культуры и спорта.
Red Bull BC One – ежегодный мировой чемпионат по брейкингу, определяющий лучших танцоров среди всех стран. Действующий чемпион среди девочек – B-girl Kastet из России.
Эмсиинг
Первые мастера церемоний (MC, Master of Ceremonies – ведущий мероприятий, артист) появились на радио США еще в 50-х. Они ритмично рифмованно и нерифмованно поддерживали разговор во время музыкального сета.
С конца 70-х термин стал ассоциироваться с хип-хоп культурой. В хип-хопе первые «эм-си» были типичными конферансье: они представляли диджеев и поддерживали внимание аудитории энергичными возгласами и целыми тирадами.
Первым хип-хоп MC считается Coke La Rock. Они дружили с Кул Херком, и вместе выступали на улицах Нью-Йорка.
Именно эмсиинг, в отличии от остальных элементов, с самого начала имел возможность доносить свое сообщение до масс наиболее понятным всем способом. Как итог, уже в начале 80-х некоторые из первых рэп-групп начали зарабатывать большие суммы денег своей творческой деятельностью.
Рэп (Rhythm and Poetry) сегодня является наиболее популярным музыкальным направлением в мире. Его развитие привело к эволюции жанра. Среди него выделяют: British Rap, Comedy Rap, Alternative Rap, Gangsta Rap и так далее. Сегодня МС это разносторонние артисты, медийные личности, создающие тренды в моде, а рэп — это коммерческий бизнес, влияющий на молодёжь.
Knowledge
Хип хоп был собран из разных культур. Предпосылками являлись некоторые музыкальные жанры, например, «soul, funk, disco». В «брейкинге» люди того времени вдохновлялись разными акробатическими элементами, в том числе капоэйрой – бразильским национальным боевым искусством, сочетающим в себе элементы танца, акробатики, игры и других элементов. Граффити было средством украшения бедных районов. Таким образом знания сформировались к середине 80-х. Это время, когда культура приобрела массовость и появились первые коммерческие проекты.
«Знание» - это пятый элемент хип-хопа. Оно свидетельствует о том, что в хип-хоп среде отчетливо понимают факт, что снять фильм, видеоклип, написать статью или организовать мероприятие, посвященное хип-хопу без человека, достаточно разбирающегося в этой культуре, невозможно.
Главным образом это объясняется большим количеством отличий в мировоззрении участников хип-хоп движения и людей со стороны, разности их подхода к искусству и самовыражению.
Для неподготовленного зрителя восприятие элементов хип-хопа без дополнительных объяснений или упрощений становится также трудной, а иногда и неинтересной задачей. Хип-хоп культура без знания ее истории может казаться дилетантским: граффити – нелегальной мазней на стенах, а брейкинг – агрессивным кривлянием.
Именно поэтому все большее количество людей из самой хип-хоп среды должно участвовать в общественной деятельности движения и увеличивать свою социальную активность, доносить свое knowledge до всего мира.
Graffiti
К середине 1970-х годов утвердились основные принципы граффити. На это время приходится его пик популярности и распространённости. Множество нелегальных рисунков граффити были абсолютно везде: стены, поезда, переходы, подъезды и так далее. Можно подразделить граффити на несколько типов.
Tag - это подпись художника, которую он оставляет либо на своем большом рисунке, либо просто на стене или вагоне. Тэги получили свое широкое распространение в 70-х и до сих пор являются неотъемлемой частью граффити, поскольку качественный и уникальный тэг является брендовым знаком художника, по которому его работы узнают везде.
Bombing – скоростной вид граффити, также стоит у истоков развития культуры, поскольку именно он был самым широко используемым видом рисования в 70-80-х годах. Суть бомбинга заключается в скорости выполнения рисунка на видном месте.
Writing – обобщает все виды, подразумевает тщательную подготовку рисунка и в отличии от бомбинга на него затрачивается не один час работы.
В СССР граффити начали осваиваться определенной частью молодежи с
Граффити выступает как одна из основ определенных стилей жизни в некоторых из молодежных сообществ. Более того, многие стрит-арт художники начинали свое творчество с граффити.
В Екатеринбурге существуют фестивали «Стенограффия» и «Карт-бланш», посвящённые легальному и нелегальному уличному искусству соответственно.