История

Основание театра

Екатеринбургский (ранее Свердловский) театр юных зрителей возник весной 1930 года, как театр передвижной. Актерский состав – 24 человека – был сформирован при непосредственном участии Московского театра для детей. Художественный руководитель театра Наталья Сац направила в новый театр ведущего актера и режиссера своего театра Юрия Корицкого, который был назначен художественным руководителем нового театра. Он собрал группу молодых актеров и 1 марта привез их в Свердловск. Первой премьерой нового театра был спектакль «Лягавый» по пьесе Людмилы Веприцкой, о чем сообщала газета «Уральский рабочий» 30 марта 1930 года. Именно эта дата и считается днем рождения театра.

История здания театра

Ныне всем известное здание Екатеринбургского ТЮЗа на ул. К. Либкнехта, 48 было торжественно открыто 7 ноября 1977 года в честь 60-летия Великой Октябрьской революции. Открывая вход в театр, красную ленту торжественно перерезал Борис Николаевич Ельцин, бывший в ту пору первым секретарем Свердловского обкома КПСС. Он же вручил на театральной сцене символический ключ от здания коллективу театра в лице Любовь Эвальдовны Ворожцовой, вышедшей на сцену в образе Буратино из легендарного тюзовского спектакля.

 

Но этому знаменательному событию предшествовала долгая и во многом драматичная история строительства нового детского театра в Свердловске - светлого, беломраморного, с фасада похожего на корабль-мечту, растянувшаяся почти на 10 лет.

 

Проект нового театра был разработан в Московском институте проектирования культурно-бытовых и зрелищных зданий авторским коллективом архитекторов под руководством Ярослава Александровича Камкина.

 

Сметная стоимость строительства объекта составляла примерно 1 миллион 700 тысяч рублей.

 

Генеральным подрядчиком строительства выступило управление №9 треста «Свердловскгражданстрой».

 

О проблемах строительства нового и уникального для своего времени театрального здания в январе 1976 года один из инженеров, участвующий в строительных работах, пишет на страницах свердловских газет следующее: «Листая многотомные чертежи, видишь хитрые, доступные только специалистам узлы. Одна заявка на отделочные материалы содержит 59 наименований. Кажется невероятным, что дерева, например, будет целый список из 29 названий. - Не только рядовой рабочий, но и специалист иногда не в силах понять отдельные узлы сборки и монтажа, - говорит прораб Валентин Андреевич Масленников. – Мы смотрим чертеж: на нем ссылка на следующий. Тот провожает еще к трем-четырем документам. Но бывает и хуже, когда ссылок, объяснений и примечаний нет вообще. И тогда на проводе – Москва, институт проектирования культурно-бытовых и зрелищных зданий».

 

Для Свердловска конца 70-х новый театр стал не только архитектурной жемчужиной, но и современным театральным зданием, оснащенным новейшей для своего времени световой и звуковой аппаратурой,  просторной сценой с поворотным кругом и поворотным кольцом, впервые использованным в свердловской театральной технике.